Настоящая история церкви

Церковная наука

Гиляров-Платонов Никита Петрович

Гиляров        

( 23.V.1824, Коломна Московской губ.- 13.X.1887, Санкт-Петербург; похоронен в Новодевичьем монастыре в Москве) - профессор Мос.Дух.Академии, богослов и философ, редактор-издатель газеты "Современные известия". Из семьи священника. Окончил Мос.Дух.Академию в 1848 г. За выдающиеся успехи в учебе (особенно исследование "Онтология Гегеля" ("Вопросы философии и психологии", 1891, Кн.8-10)) получил стипендию митр.Платона и почетную надбавку к фамилии - "Платонов". В том же году получил степень магистра богословия за сочинение "О потребности вочеловечения Сына Божия для спасения рода человеческого" и оставлен баккалавром по классу библейской герменевтики и учения о вероисповеданиях, ересях и расколах (сравнительное богословие). В своих лекциях проводил идею Православия, как идеальной основы религиозной жизни, еще не раскрытой в полноте ни в одном из существующих исповеданий. На таком основании утверждалась идея веротерпимости, свободы совести. Сотрудничал в Редакционном комитете по переводу творений святых отцов в Московской духовной академии. В 1854 г. удален в отставку за то, что стал читать лекции о расколе не полемические, а научно-объективные, уволен из духовного звания (сословия). Переселившись из Сергиева Посада в Москву, сотрудничал в журналах славянофильского круга: "Русская беседа", "День", "Москва", "Русь", а также в "Русском вестнике" М.Н.Каткова. Участвовал в переводе сочинений А.С.Хомякова, изданных за границей, на русский язык. С мая 1856 г. служит в Московском цензурном комитете. В 1857 г. получил заграничную командировку с поручением от министерства просвещения обследовать постановку еврейского образования в Европе. В 1858-1859 гг. командируется в комиссию Я.И.Ростовцева по крестьянскому вопросу для создания "Свода печатных мнений по крестьянскому вопросу". Будучи цензором, способствовал выходу ряда изданий (прежде всего, славянофильских), содержавших мнения не угодные правительственным чиновникам. В августе 1862 г. за "цензурные провинности" уволен из цензурного комитета и командирован в комиссию кн.Оболенского, созданную для выработки новых законов о печати, опубликованных 6 апр. 1865 г. 1 июня 1863 г. уволен из Министерства просвещения. В авг. 1863 г. получил место управляющего Московской синодальной типографией. Упорядочил библиотеку типографии, реставрировал типографские палаты, перевел рабочих с крепостного труда на вольнонаемный. Помимо хозяйственной деятельности, заботился об исправлении изданий и печатании духовно-просветительной литературы. Воспрепятствовал передаче зданий типографии под торговые помещения, которую готовило синодальное начальство. Летом 1867 г. был отставлен от службы. 1 дек. 1867 г. стал редактором-издателем ежедневной газеты "Современные известия". Целью издания Г. было "содействие общественному воспитанию". "Публицист... обязан светить дорогу обществу... Он должен искать несовершенств в общественном устройстве, недостатков в общественном быту... Но это еще не значит... подкапываться под порядок... Публицист, не уважающий истории и преданий своего народа и коренных основ общественной жизни... столь же не достоин своего призвания, как поклонник суеверий и диких инстинктов массы, или нахальный льстец властей" . В своих статьях в газете, посвященных вопросам политич. экономии, социальной философии, исторической критики, церковной общественности, текущим политическим событиям, Г. предстает как публицист-философ, всегда оригинальный, смелый и независимый. Свое направление Г. считал либеральным, сочетающим свободу личности и нравственный долг личности. Оппонентами его были, с одной стороны, направление консервативное, не видящее нужды в преобразованиях, в освобождении, с другой стороны, "либералистическое" - индивидуализм, разрушающий нравственную ответственность личности. В "Современных известиях" Г. давал христианское разрешение общественных вопросов, способствуя сближению общества и церкви; открыто обсуждал проблемы церковной жизни, ища средства возрождения христианской духовности в духовной свободе и свободе совести, в развитии соборности и просвещения. "Жизнь церкви есть выражение веры и любви, т.-е. свободы в обоих ее применениях, умозрительном и деятельном. Вера есть свободное восприятие истины, любовь - свободное ее применение". "Из всех свобод в которых мы нуждаемся... первая и нужнейшая есть свобода церкви с свободою веры". Важнейшие статьи из газеты были изданы Н.В.Шаховским и К.П.Победоносцевым в двухтомном сборнике "Вопросы веры и церкви" (М., 1905-1906). Честность и смелость стоили газете 20 цензурных кар, несколько раз на долгое время запрещалась розничная продажа, что привело к разорению газеты в последние три года жизни Г-ва.

Автор трудов: "О папе Формозе и латинском перстосложении" ("Православный собеседник", 1863 г., Ч. I) (историко-критическая работа, написанная во время службы в Мос. Дух. Академии, опровергает некоторые полемические доводы "старообрядцев"; эта работа является свидетельством ложности обвинений в содействии "старообрядчеству", выдвигавшихся против Г-ва); "Логика раскола" ("Русь", 1885, N 7,8,10) (работа, посвященная церковному осознанию раскола); "Несколько слов о механических способах в исследовании истории" ("Русская беседа", 1858, Кн.I) и "История Русской церкви Макария, епископа Винницкого" ("Русская беседа, 1859, Кн.III) (посвящены методологии истории, преимущественно церковной); "Рационалистическое движении философии новых времен" ("Русская беседа, 1859, Кн.III); "Личное и общественное" ("Журнал земледельцев", 1859, N 24) и "Основные начала экономии" (М., 1889) (в этих работах Г. излагает свои социально-философские и политическо-экономические взгляды); "О судьбе убеждений" ("Русская беседа", 1860, Кн.II) (разъясняет мировоззрение А.С.Хомякова, которое считал наиболее близким своему собственному); "Откуда нигилизм?" ("Русь", 1884, N 24) (оценка состояния русского общества, предвосхищающая "Вехи"); "О первоначальном народном просвещении" ("Прибавления к Творениям Св.Отцев", 1862, XXI) (выдвинута идея церковно-приходских школ); автобиография "Из пережитого" (М., 1886) (в книге, раскрывшей беллетристический талант Г-ва, дана яркая картина духовной среды и школы XIX века). 

Основные статьи Г-ва были собраны Н.В.Шаховским и К.П.Победоносцевым в "Сборник сочинений" в 2-х тт. (М., 1899-1900).

Литература о нем: Н.В.Шаховской. "Никита Петрович Гиляров-Платонов" (Вступ. статья к "Сборнику сочинений" Г-ва, Т.1, сс.III-LX); статья А.Завьялова в "Православной богословской энциклопедии", т.IV, сс.374-381; "Неопознанный гений. Памяти Н.П.Гилярова-Платонова. Статьи, заметки, письма и выдержки, собранные и проредактированные С.Шараповым" (М., 1903); статья А.Покровского в V т. "Русского биографического словаря" (сс. 208-216) (М., 1916).

Платонов А.

Энциклопедия "Отечественная история". М.: БРЭ, 1994.

Сборник «Жизнь есть подвиг, а не наслаждение...» — М., 2008. — 720 с.

Из пережитого / изд. подгот. А.П. Дмитриев, И.Г. Птушкина ; отв. ред. Б.Ф. Егоров. — СПб. : Наука, 2008.
Отрывок о Коломне  Отрывок о Бухареве (pdf 381 kB)

Последние дни Помпеи: Семинарские опыты в стихах и прозе. 1837—1843 / Вступ. ст., сост., подготовка текстов и коммент. А. П. Дмитриева. СПб., 2009. 544 с.

Церковь и богословие: (Отрывки из письма Н. П. Гилярова-Платонова к Ректору Астраханской семинарии архимандриту Вениамину) Статья в формате DJVU 352.04 kB

О папе Формозе 502.46 kB

О первоначальном народном обучении 188.03 kB

Онтология Гегеля 21 МБт

О нем:

Гиляровский В.А.
"Современные известия

Голубинский Е.Е. Из "Воспоминаний"

Межуев Б.В. В словаре "Русская философия"

Покровский А. В "Русском библиографическом словаре"

Rambler's Top100
спецкомбинат ритуальных услуг www.kamendvir.com гранитные памятники запорожье kamendvir.com