Преп. Сергий / К началу

Карта сайта

Другие материалы о Н.Н. Глубоковском

СОФИЙСКИЙ АРХИВ Н. Н. ГЛУБОКОВСКОГО
Иеромонах Петр (Еремеев)

    Николай Никанорович Глубоковский (1863-1937) по праву признан одним из наиболее авторитетных ученых-богословов первой половины XX века. Его труды по Новому Завету, истории Церкви и патрологии снискали славу автору как в России, так и за рубежом. И в наше время его научное наследие не утратило актуальности, ряд его работ (по Феодориту Киррскому, по посланиям святого апостола Павла) остаются непревзойденными.

Деятельность Н. Н. Глубоковского как автора научных работ началась очень рано. Первая его статья была опубликована в 1883 году в «Вологодских губернских ведомостях», когда будущему ученому было всего 20 лет. Работоспособность и плодовитость Глубоковского на учено-литературном поприще поражала современников. К сожалению, до сих пор мы не имеем исчерпывающей библиографии его трудов, публиковавшихся в многочисленных отечественных и зарубежных периодических изданиях. Возможно, личные библиографические заметки профессора, обнаруженные в его архиве, позволят более полно оценить его научное наследие.

В 1889 году Николай Никанорович оканчивает Московскую духовную академию первым по списку. За сочинение о блаженном Феодорите Киррском он удостаивается степени магистра богословия и направляется преподавателем в Воронежскую духовную семинарию. В 1891 году Н. Н. Глубоковский был приглашен на кафедру Нового Завета столичной Духовной академии. Его преподавательская деятельность в Санкт-Петербурге продолжалась до 1918 года. В научном творчестве Николая Никаноровича это был период расцвета. Именно в это время была написана трилогия о святом апостоле Павле, только за первую часть которой ученый удостаивается степени доктора богословия. Значимым явлением для русской науки явилось издание Православной богословской энциклопедии (к сожалению, незавершенное). Перу Николая Никаноровича принадлежит более 100 страниц текста этого научного издания, кроме того, им редактировались 6-12-й тома Энциклопедии. Основательное знание языков (еврейского, греческого, латинского, немецкого, шведского, английского и французского), обширные познания во всех областях богословских наук, наконец, чуткость историка и талант аналитика помогли профессору Н. Н. Глубоковскому стать одним из ведущих ученых-богословов России.

Трагедия 1917 года и связанное с ней закрытие духовных академий ставят вопрос о физическом выживании семьи ученого. Получив приглашение от Упсальского университета (Швеция), Николай Никанорович в августе 1918 года выезжает туда и в течении трех месяцев читает лекции. По возвращении на родину он вновь столкивается с материальными проблемами и унижениями со стороны безбожной власти. От рук большевиков погиб его родной брат, опасность угрожает и его собственной жизни.

В 1921 году, преодолев препоны властей, профессору удается эмигрировать из страны. В изгнании он последовательно занимает университетские кафедры: в Праге (до марта 1922 г.), в Белграде (до мая 1923 г.) и, наконец, с 1923 по 1937 год состоит профессором богословия Софийского университета. Здесь, в Болгарии, Н. Н. Глубоковский практически до последних дней жизни продолжает писать. Большая часть его работ остается неизданной из-за отсутствия средств. Скончался Николай Никанорович 18 марта 1937 года на 74-м году жизни в Софии.

Судьба софийского архива, оставшегося после смерти Н. Н. Глубоковского, до 2002 года оставалась неизвестной. Долгое время считалось, что рукописное наследие ученого и его переписка Софийского периода погибли во время Второй мировой войны, но, к счастью, немалая часть документов сохранилась в Софии в частной коллекции.

Обнаруженный архив представлял собой массу неразобранных бумаг. Нами был осуществлен первичный разбор и систематизация документов, составлена опись. Как выяснилось, большинство найденных работ никогда не издавалось. Весь материал, а это свыше 6 тыс. листов, писем и фотографий, был сгруппирован в 10 папок, создано 112 единиц хранения. Теперь предстоит огромная работа по дальнейшей каталогизации, расшифровке рукописного материала и, конечно, публикации наиболее интересных трудов Николая Никоноровича. Среди последних стоит выделить генеалогические изыскания ученого «Глубоковские» с интереснейшей автобиографической частью (публикуется в этом номере), а также поздние работы по богословию апостола Павла «Христос Искупитель, Церковь Христова и искупленный человек по Посланиям апостола Павла к Филиппийцам, Ефесянам, Колоссянам и Филимону» и «Пастырско-искупительное служение Христа Спасителя по пастырским посланиям». Предлагаем вниманию читателей опись обретенного архива замечательного русского православного богослова.

 

 

ОПИСЬ

 

Папка I

 

Лекции по исагогике Священного Писания Нового Завета. Евангелие, книга Деяний, отдельные лекции

1892-1902 годы. 17 единиц хранения. Всего 855 листов.

Основной объем составляют лекции, написанные в 1892 году, просматривались в 1899 году, переработаны в 1902 году. Черновая рукопись. Почерк мелкий, убористый, с позднейшей правкой, а также чистовая рукопись переписчика, датированная 1925 годом. Полностью никогда не издавались, хотя планы по публикации этих лекций появились у автора еще в 1899 году (что видно по примечаниям в рукописи). В переработанном виде значительная часть лекционного материала вошла в книги «Евангелия и их благовестие о Христе Спасителе», «Святой апостол Лука: евангелист и дееписатель» изданные в 1932 году в Софии.

Черновые рукописи 1892 - 1902 годов. (Тетради и тетрадные листы формата 22,5 х 18 см). Всего 484 листа2.

 

1. Предмет и задачи изучения Священного Писания Нового Завета. Синоптическая проблема. 88 л.

2. Евангелие от Матфея. 29 л.

3. Евангелие от Марка. 34 л.

4. Евангелие от Луки. 33 л.

5. Евангелие от Луки. (Переработано в 1902 году. Тетрадные листы формата 28 х 22 см). 132 л.

6. Евангелие от Иоанна Богослова (1900 год, тетради формата 28 х 22 см). 96 л.

7. Книга Деяний святых апостолов. Исагогическое исследование (1896 год). 72 л.

Чистовая рукопись софийского переписчика 1925 года (формат 34 х 21 см). Всего 299 листов.

8. Предмет и задачи изучения Священного Писания Нового Завета. Синоптическая проблема. 121 л.

9. Евангелие от Матфея. 40 л.

10. Евангелие от Марка. 34 л.

11. Евангелие от Луки. 67 л.

12. Книга Деяний святых апостолов. 33 л.

13. Экзаменационная программа по Новому Завету и новозаветному греческому языку (на болгарском языке, тетрадные листы формата 22,5 х 18 см). 4 л.

14. Две программы по Священному Писанию Нового Завета, экзаменационная программа по новозаветному греческому языку. София, 1932-1933 годы. Тетрадь формата 22,5 х 18 см. 12 л.

15 «О восстановлении греческого новозаветного текста». Б. м. и г. Ранний почерк. Возможно, лекционный материал. 1-24 листы формата 22,5 х 18 см. Здесь же: отдельные черновые заметки и записки на русском, немецком и английском языках. 37 л.

16. «Девятая лекция». Экклезиологическая тематика. Б. м. и г., формат 29 х 21 см. 11 л.

17. Лекция «Земная трагедия христианства в истории и первохристианская эсхатология (при аналитичности с нашей современностью и по связи с вопросом о методах изучения предмета)». Прочитана 23 апреля 1920 года в Богословском институте (Троицкое подворье, ул. Фонтанка, д. 1). Не издано.

 

Папка II

 

Курс академических лекций по Священному Писанию Нового Завета. Послания святого апостола Павла

Курс составлен и написан в 1894/95 учебном году. Опубликован в 1906 году в Санкт-Петербурге.

30 единиц хранения. Всего 411 листов.

Черновая рукопись. Ранний мелкий убористый почерк. Тетради в основном по 12 листов формата 22,5 х 18 см. Листы 1-20 имеют водяной знак — герб Рижской писчебумажной фабрики, 1858 год.

 

1. Жизнь святого апостола Павла до его обращения и после. 14 л.

2. Порядок расположения и изучения посланий Павловых, сравнительная таблица. Первое и Второе послания к Фессалоникийцам, подлинность посланий. 13 л.

3. Повод к написанию, цель и содержание Первого послания к Фессалоникийцам. Его историческая значимость. 12 л.

4. Второе послание к Фессалоникийцам. Подлинность, содержание. Учение апостола о человеческом беззаконии. 12 л.

5. Продолжение. 13 л.

6. Догматическое и историческое значение Второго послания к Фессалоникийцам. 12 л.

7. Галатия. Основание Галатийской Церкви. Время издания Послания к Галатам. Подлинность, исторические обстоятельства и повод к написанию Послания к Галатам. Анализ Послания к Галатам. 10 л.

8. Продолжение. 14 л.

9. «Евангелие» Павлово. 12 л.

10. Нравственное учение апостола Павла об истинно христианской жизни. 12 л.

11. Историческое значение Послания к Галатам и Первого и Второго посланий к Коринфянам. 12 л.

12. Исторические обстоятельства происхождения Первого послания к Коринфянам. Анализ подлинности. Разделение на партии. 12 л.

13. Дисциплинарные неустройства, мирские тяжбы у языческих властей. Историческое достоинство Первого послания к Коринфянам. Обстоятельства происхождения Второго послания к Коринфянам. 12 л.

14. Подлинность Второго послания к Коринфянам, вопрос об апокрифичности. 12 л.

15. Исторические поводы к написанию Второго послания к Коринфянам. 12 л.

16. Анализ содержания Второго послания к Коринфянам. Историческиблаготворное значение Второго послания к Коринфянам. 12 л.

17. Послание к Римлянам. Повод, цель и обстоятельства написания. Истоки Римской Церкви. 12 л.

18. О неповрежденности и подлинности Послания к Римлянам. 12 л.

19. Анализ Послания к Римлянам. Его догматическое значение. 12 л.

20. Историческое положение и догматическое содержание Посланий к Ефесянам, Колоссянам, Филиппийцам, Филимону. 12 л.

21. Послание к Ефесянам. Адресат и предназначение Послания. 12 л.

22. Подлинность и содержание Послания к Ефесянам. Учение о Церкви как Теле Христовом. 12 л.

23. Литературное и историческое достоинство Послания к Ефесянам. Догматическое значение Послания. 12 л.

24. Послание к Колоссянам. Основание Колосской Церкви. Отношение Послания к Колоссянам к Посланию к Ефесянам. Содержание Послания к Колоссянам. 12 л.

25. Вопрос о подлинности Послания к Колоссянам. 12 л.

26. Продолжение. 12 л.

27. Догматический повод для Послания к Колоссянам. Догматическое достоинство Послания.

28. Историческое значение Послания к Колоссянам. Послание к Филимону. 15 л.

29. Послание к Евреям. Цель написания. Апокалипсис. Критическая традиция. Автор. 16 л.

30. Достоверность святого Луки по отношению к речам апостола Павла в книге Деяний. 14 л.

 

Помимо этого, 27 отдельных разноформатных листов с рабочими материалами к лекциям. Выписки, библиография, подсчеты, цитаты на русском, немецком, греческом и еврейском языках.

 

Папка III

 

«Академические обеты и заветы». Из академических лекций 1891-1918 учебных годов для I и II курсов

1891-1922 годы. 3 единицы хранения. Всего 499 листов.

Вводные, заключительные и внеплановые лекции, прочитанные профессором Н. Н. Глубоковским с 1897 по 1917 год. Были подготовлены к печати еще в 1925 году3, но из-за отсутствия средств издание так и не было осуществлено. Содержат материалы по исагогике Нового Завета, по истории Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА), мемуарные зарисовки, дидактические материалы. «Кроме священства, я не знаю в мире служения выше профессорского. До самого конца академической деятельности для меня аудитория была священным храмом, а профессорская кафедра святейшим алтарем, куда я неизменно вступал со страхом Божиим и верою», — писал в 1922 году Николай Никанорович4.

 

1. Черновая рукопись 1891-1920 годов. Тетрадные листы формата 22,5 х 18 см. Всего 222 листа. Листы с 45 по 257 пронумерованы.

Расписание лекций 1891-1920 годов. Вводные лекции по Новому Завету без подзаголовков 1897-1917 годов, список литературы для самостоятельной работы по предмету, данный в 1917 году.

2. Чистовая рукопись с правкой 1922 года. Всего 257 листов. Тетрадные листы формата 22,5 х 18 см.

Расписание лекций 1891-1917 годов. Отмечено, сколько из них проведено, сколько пропущено и по каким причинам. Дидактические замечания, автобиографический материал эмигрантского периода. Вводные, заключительные и внеплановые лекции для студентов I-II курсов с 1897 по 1917 год с подзаголовками. Эпиграф: «На священный алтарь духовных академий — Московской и Петроградской».

 

1. Стойте и держитесь предания. 1897 г.

2. Христос исторический и доисторический. 1898 г.

3. Всякое Писание богодухновенно. 1899 г.

4. Свобода духа и свобода в Духе. 1900 г.

5. Вера и наука. 1901 г.

6. Вера, разум и жизнь. 1902 г.

7. Заключительная лекция. 1903 г.

8. Испытание, защита и осуществление Писаний. 1903 г.

9. По поводу объявления войны Японии. 1904 г.

10. Заключительная лекция. 1904 г.

11. Верность и неизменность христианского звания. 1904 г.

12. По поводу студенческих волнений зимы 1905/06 годов (с описанием событий). 1906 г.

13. Богословие как наука. 1907 г.

14. Книга Жизни. 1908 г.

15. Во имя академических заветов. 1909 г.

16. Научное обновление ума (к 100-летию СпбДА). 1910 г.

17. Истина и практика. 1910 г.

18. Magna est veritas et praevalebit. 1911 г.

19. Христос исторический. 1912 г.

20. Животворящая вера и благоговейный труд. 1913 г.

21. Война и христианство. 1914 г.

22. Война и культура мира. 1915 г.

23. Настоящее и будущее. 1916 г.

24. Суд Божий. 1917 г.

3.Черновая рукопись. 1898-1937 годы. 30 листов формата 22,5 х  18 см. Последние записи сделаны старческим дрожащим почерком.

Расписание проведенных лекций.

 

Папка IV

 

Лекции в г. Упсала (Швеция), 1918 год

С августа по декабрь 1918 года профессор Н. Н. Глубоковский, по приглашению Olaus Petri Stiftelsen читает лекции в Упсальском университете. Тематика этих лекций — межхристианское единство и новозаветные вопросы. Указанные чтения были изданы в 1921 году в Упсале на шведском5, а также на болгарском6 языках, на русском не издавались. Также в папке находятся другие труды Глубоковского на западноевропейских языках и ряд работ эмигрантского периода.

12 единиц хранения. Всего 698 листов.

 

1. Упсальские лекции на русском языке. Разрозненные тетради разных лет, требуют тщательного разбора. Листы 1-42, отсутствуют листы 43-126, 127-134. Рукопись, перевод. София, 26 октября 1927 года. 56 л.

Окончание лекций в Упсале. Тетради №№ 7-9, ссылки. 184 л.

Окончание. Две тетради формата 22,5  х  18 см, листы 49-78. София, 1 октября 1928 года. 29 л.

Тетрадь. 8 л.

2. Упсальские лекции на шведском языке. Отдельные тетради. Бумага формата 26,5 х 22 см (водяной знак с головой белого медведя и надписью Extra stark Bjorn post klippan), листы 1-25: машинопись, листы 26-104: рукопись, 20 листов - ссылки. София, 6 ноября 1927 года. 123 л.

Та же бумага.  Листы 105-172. София, 1 октября 1928. 167 л.

Листы формата 32,7 х 20,4 см. Машинопись, рукописная правка. 15 л.

3. On’est — ce que L’Ortodoxie? Французский язык. Петроград, формат 26,5 х 20,5 см. 20 л.

4. Записка об англиканской иерархии. Рукопись формата 22,5 х 18 см. София, 1 ноября 1923 года. Вероятно, не издавалось. 8 л.

5. Новый Завет как предмет изучения при современном положении христианства. Вводная лекция для студентов I курса богословского факультета Софийского университета. 19 ноября 1923 года. Две тетради. Вероятно, не издавалось. 22 л.

6. Материалы о положении Православной Церкви на территории бывшей России и в Чехии. Изданы в Англии и в болгарской газете «Русь» после 1925 года. Б. м. и г. Очевидно, 1924 год. Формат 26,5 х 20,5 см. 32 л.

7. Рукопись без названия экзегетической тематики. На русском языке. 19 ноября 1924 года. Тетрадь формата 22,5 х 18 см. 35 л.

8. Das Evangelium, die Kirche und die Mysterien (Sakramente). Черновая рукопись. Формат листов 22,5 х 18 см. 27 л.

9. «Христово уничижение и наше спасение». Библейско-экзегетический анализ. Доклад на Конференции восточных и западных богословов. Новый Сад (Сербия) 7 августа 1929 года. Формат 22,5 х 18 см. 39 л.

10. Доклад на английском языке: Grace in the Greek Fathers (to st. John of Damascins) and the mater - church umon. София, 23 января 1930 года. Черновая карандашная рукопись. Формат 29,5 х 23 см. 25 л.

11. «Церковь и Христос». Библейско-экзегетический трактат, прочитанный на конференции восточных и западных богословов в г. Берн в сентябре 1930 года. На русском языке не издавался. Чистовая рукопись — 44 листа, черновая рукопись - 40 листов. 84 л.

12. Предисловие к «Объяснительному библейскому словарю». Посвящение мученически убитому большевиками в 1919 году брату Александру. Сам «Библейский словарь» погиб с основной частью архива Н. Н. Глубоковского, не увидев свет. Словарь был завершен в 1933 году и насчитывал 2497 листов. Это видно из описи рукописей, составленной после смерти историка. Черновая рукопись. София, 7 июня 1933 года. Формат листов 34 х 21 см. 9 л.

 

Папка V

 

Глубоковские. Генеалогические справки и личные воспоминания. Для себя и для своих

Впервые работать над составлением своей родословной Н. Н. Глубоковский начинает в 1909 году, находясь на лечении в Железноводске. В дальнейшем он несколько раз возвращается к этому труду. Окончательная редакция со значительными автобиографическими и мемуарными дополнениями была закончена в июле 1928 года. Особый интерес представляет автобиографическая часть труда, проникнутая личностными, искренними размышлениями об истории, жизни и о себе. В мемуарах нет строгой хронологической последовательности.

4 единицы хранения. Всего 1049 листов.

 

1. «Личное жизнеописание». Черновые материалы по генеалогии Глубоковских. Железноводск, 1909. Формат листов 27,5 х  х 21 см. 47 л.

2. «Глубоковские. Генеалогические справки и личные припоминания для себя и для своих». София, 1928. Черновая рукопись. 199 л.

3. «Глубоковские».

Происхождение фамилии «Глубоковские», родословие Глубоковских, биографии отдельных представителей рода. Листы 1-50. 49 л.

Автобиографическая и мемуарная часть работы, с прибавлением кратких биографии и родословной супруги Николая Никаноровича — Анастасии Васильевны Глубоковской (Лебедевой). Листы 50-90. 39 л.

О свойствах, присущих роду Глубоковских, и их проявлениях в Н. Н. Глубоковском. Листы 90-92. 2 л.

Машинопись. София, 1928. Формат листов 28 х 21,7 см. Отсутствуют листы 1 и 85.

4. «Глубоковские». То же с дополнениями и примечаниями от 1935 года. Черновая рукопись. 18 тетрадей. 1929 год. 626 л.

Дополнения к разным страницам от 1935 года. 87 л.

 

Папка VI

 

Лекции по Священному Писанию Ветхого Завета

Курс лекций по исагогике Ветхого Завета, составленный и прочитанный в 1922/23 учебном году на богословском факультете Белградского университета. Этот конспект особенно интересен с тем, что ни ранее, ни позднее профессор Н. Н. Глубоковский не читал лекций по этой дисциплине.

Одна единица хранения. Не опубликовано.

Шесть тетрадей формата 22,5 х 18 см., 108 листов. Белград, 1922-1923 год.

 

Папка VII

 

Исследование о Посланиях святого апостола Павла

Поздние, неизданные работы Н. Н. Глубоковского. Краткий обзор посланий.

Три единицы хранения. Всего 720 листов.

1. «Христос Искупитель, Церковь Христова и искупленный человек по Посланиям святого апостола Павла к Филиппийцам, Ефессянам, Колоссянам и Филимону».  София, 1936. Рукопись. 14 тетрадей. Первый экз. 224 л.

2. То же. Второй экз. София, 1936. 16 тетрадей. 318 л.

3. «Пастырско-искупительное служение Христа Спасителя и Пастырские послания святого апостола Павла». Текст почти не имеет подзаголовков. В конце библиография и оглавление. София, 18 января 1937 года. Чистовая рукопись. 178 л.

 

Папка VIII

 

Библиографические заметки

Описание трудов Н. Н. Глубоковского и критической литературы о них с примечаниями и комментариями. Заметки о редакторской и цензорской работе. Мемуарные зарисовки. Охвачен период с 1888 по 1936 год. Много разрозненных документов, несистематизированного и чернового материала. Часть утеряна. Требует тщательного разбора.

3 единицы хранения. Всего 1094 листов.

1. Библиографические тетради. 1888-1927. Черновая рукопись. Формат 22,5 х 18 см. 581 л.

2. Конверт Curiculum vitae. 1928. Черновая рукопись. 26 л.

3. Библиография. Рукопись.

Журнальные статьи и заметки. 1888-1936. 290 пунктов. 487 л.

Отдельные издания и оттиски. 1888-1936. 36 пунктов. Листы 1-4, 50-273. 227 л.

Официальные издания в сборниках и отдельно. 1891-1926. Листы 1-42, 55-107. 94 л.

«Мои “случайные” писания». Приветствия, телеграммы, интервью. 1904-1932. Листы 1-11. 11 л.

Редакционные и редакторские работы. 1900-1934. 165 л.

Неопубликованные рукописи. 1892-1930. 43 л.

Обрывочные и черновые материалы. 254 л.

 

Папка IX

 

Отдельные небольшие работы

12 единиц хранения. Всего 376 листов.

1. «Журнал Совета СПбДА от 19-20 декабря 1901 года» с докладом профессора А. П. Лопухина в защиту заведующего Археологическим музеем Академии профессора Н. В. Покровского от нареканий и с рукописной резолюцией митрополита Антония (Вадковского), не утверждающей Определения Совета как незаконные. Журнал был передан проф. Н. Н. Глубоковскому на хранение. Рукописные пометки Н. Н. Глубоковского. Машинопись с рукописной правкой. Формат 36 х 22 см. 12 л.

2. «К толкованию 34-го Апостольского правила». Дополнение к журналам и протоколам Предсоборного Присутствия. Т. 1. СПб. 1909. Листы 257-258. Рукопись. Формат 22,5 х 18 см. 2 л.

3. «По поводу письма проф. Н. И. Суботина к К. П. Победоносцеву. СПб. 1914.

4. Отзыв о магистерской диссертации В. В. Чертыкина «Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова. Исагогическое исследование». Пг., 1916. Черновая рукопись. Тетрадь, формат 22,5 х 18 см. 24 л.

Отзыв о том же труде, выдвинутом на соискание премии им. М. Н. Ахматова. Пг. 1917. 3 тетради. 53 л.

5. «О реформе календаря и о пасхалии». София, 1924. Чистовая рукопись. Тетрадь, формат 22,5 х 18 см. 37 л.

6. Д-р Докон Мотт и Русская Православная Церковь. София, 1924. 4 л.

7. Лекции по истории на новозаветный канон доцента Хр. Гяурова. На болгарском языке. София. 9 мая 1930. Формат 34 х 21 см. 54 л.

8. «Архиепископ Натан Гёдерблюм как христианский и «экуменический» деятель. (По личным впечатлениям, наблюдениям и воспоминаниям о Стокгольмской конференции 1928 года.)». София, 1932. Чистовая рукопись. Тетрадь. 52 л.

9. «Чудо промысла Божия в судьбах греческого библейского Синайского кодекса». О покупке этого библейского списка Англией у России. Черновая рукопись. Сремски Карловцы, 29 сентября 1934 года. Формат 22,5 х 18 см. 12 л.

То же. Чистовая рукопись. Формат 34 х 21 см. 6 л.

10. Запрос, направленный Н. Глубоковскому из Синода Болгарской Церкви с вопросами канонического плана о браках. 27 мая 1935 года. 1 л.

Прикреплены ответы Н. Глубоковского. 19 июня 1935 года. 2 л.

11. Выписки из газетных и журнальных статей, а также из личной переписки, касающиеся Н. Глубоковского и его трудов. 1907-1930 годы. 52 л.

12. Разные черновики. 67 л.

 

Папка X

 

Переписка

Письма, телеграммы, открытки, записки от разных лиц и организаций адресованные Н. Н. Глубоковскому. Всего 269 писем.

1. Записка от секретаря СПбДА И. Уберского.

2. Письмо от Георгия Флоровского (1893-1979) из Одессы. 1914. Формат 22,5 х 18 см. 2 л.

3. Благодарственное письмо профессора Н. Глубоковского адресованное Совету Казанской духовной академии по поводу избрания его почетным  членом. 3 декабря 1914 года. Формат 21,5 х 27 см. 1 л.

4. Письмо из Российской Академии наук о присуждении Н. Н. Глубоковскому золотой рецензентской медали за анализ труда В. В. Чертыкина «Апокалипсис святого апостола Иоанна Богослова. Исагогическое исследование». Пг. 1916. 24 декабря 1917 года. Формат 2218 см. Рукопись. 1 л.

5. Письмо от митрополита Вениамина (Казанского) Петроградского и Ладожского. 28 августа 1918 года. Формат 29 х 22,5 см. Рукопись. 1 л.

6. Письмо от митрополита православных русских церквей в Западной Европе Евлогия (Георгиевского) с приглашением к сотрудничеству по устройству Духовной академии во Франции. 14 марта 1925 года. Машинопись. Формат 30,8 х 21 см. (Водяной знак: Gestetnerўs Paper). 2 л.

7. Конверт с поздравительной корреспонденцией Н. Н. Глубоковскому по случаю 35-летней годовщины его научной деятельности, 1925 год. Всего от 119 адресантов на разных языках. 119 л.

8. Письмо епископа Серафима (Соболева) от Собора русских епископов за границей с вопросом, кого Н. Н. Глубоковский признает над собой епископом — Собор или митрополита Евлогия (Георгиевского). Помета Н. Н. Глубоковского «Ответа не даю и не будет» означала непризнание Карловацкой иерархии. 11 октября 1927 года. Машинопись. Рукописная помета. 1 л.

9. Разные письма. 143 л.

 

Папка XI

 

Фотографии

6 конвертов. Фотографии преимущественно периода эмиграции. Всего 156 фотокарточек.

1-й конверт. 29 фото супруги профессора А. В. Глубоковской и ее родственников.

2-й конверт. 18 фото. Похороны Н. Н. Глубоковского, его могила и архив.

3-й конверт. 41 фото Н. Н. Глубоковского эмигрантского периода.

4-й конверт. 14 фото разных лиц и лет.

5-й конверт. 9 крупноформатных фото разных лет.

6-й конверт. 44 фото разных лиц (без Н. Н. Глубоковского).

Фотография студентов и преподавателей богословского факультета Софийского университета с Н.Н. Глубоковским. 1924 год.

 

Папка XII

 

Личные документы

Всего 13 единиц хранения.

1. Благодарственный адрес Н. Н. Глубоковскому от выпускников СПбДА. 1891. 1 л.

2. Паспорт Н. Н. Глубоковского, выданный в 1917 году. 1 л.

3. Справка из посольства Швеции о приглашении Н. Н. Глубоковского в Упсалу для чтения лекций. 23 июля 1918 года. Формат 27 х 22,5 см. 1 л.

4. Свидетельство, выданное профессору Н. Н. Глубоковскому о чтении им лекций в шведском городе Упсала. Заверено генеральным консулом России в Стокгольме. 25 ноября 1918 года. Шведский язык и русский перевод. 2 листа. Формат 36 х 22,5 см. 1 л.

5. Прошение из Российской Академии наук в Наркомпрос о командировании Н.Н. Глубоковского за границу. 1 л.

6. Удостоверение о страховании жизни Н. Н. Глубоковского выданное Отделом соцобеспечения и охраны труда Петроглавархива. 24 марта 1919 года. 1 л.

7. Удостоверение Н. Н. Глубоковского о службе в Наркомпросе. 1 л.

8. Заверенная копия с паспортной книжки А. В. Лебедевой (супруги Н. Н. Глубоковсковского). 1920 год. 1 л.

9. Опись книг, рукописей и вещей Н. Н. Глубоковского с подписью и печатью уполномоченного. 1921 год. 4 л.

10. Удостоверение о командировании Н. Н. Глубоковского с супругой за границу от Петроградского государственного университета. 11 августа 1921 года. 1 л.

11. Личная карта (удостоверение) профессора Софийского университета. 1923 год. 1 л.

12. Диплом об избрании Н. Н. Глубоковского действительным членом Болгарской Академии наук. 1929 год. 1 л.

13. Заграничный паспорт А. В. Глубоковской. София, 1944. 1 л.

 

Имя Николая Никаноровича Глубоковского известно каждому человеку, знакомому с церковной историей России или русской богословской наукой. Очевидно, что обретенный архив профессора Н.Н. Глубоковского представляет немалую ценность для богословского образования и науки. Надеемся, что пришло время «снятия печатей» и бесценные произведения нашего гениального соотечественника найдут путь к читателю. Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на вершине горы (Мф. 5,14).

Источник публикации: http://www.bogoslov.ru/bogoslov/publication/1415.html

Rambler's Top100