В начало

ПРОТОИЕРЕЙ ДИМИТРИЙ КОНСТАНТИНОВ

 

ПРИТЧА О СЕЯТЕЛЕ



Большинство людей знает притчу о сеятеле. Многие слышали или читали толкование этого евангельского повествования, повествования удивительно простого, но запоминающегося на всю жизнь. Люди, читавшие Евангелие, помнят, как иное семя сеятеля упало около дороги, было потоптано и расклевано птицами. Знаем мы и о семенах, попавших на каменистую почву и поэтому погибших, ибо не имели они ни влаги, ни кусочка доброй плодоносной земли, на которой могли бы они развиться. Не забыли мы и о семенах, упавших в терния среди сорной травы, заглушивших их молодые и еще слабые ростки. Не забываем мы и того, что часть семян все же попала на добрую, плодоносную землю, возросла на ней и дала многократный, обильный плод.
Семя евангельской правды сеется по всему необъятному миру уже в течение многих веков. Падают семена вечной правды при больших мирских дорогах, тянущихся по всей земле, по которым стремятся куда-то миллионы людей, занятых культом своей мирской повседневности, полагающих свои стремления и надежды на большие и малые с их точки зрения дела, которые должны, по их мнению, дать богатые и добрые плоды. Слышат они подчас и Слово Божие, посеянное для них, но, как гоцорит нам Евангелие, "приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись" /Лука, VIII, 12/.
Падает семя евангельское и на каменистую почву, не дающую возможности развития корней молодых побегов, и радость обретения веры в Вечное Начало перемежается с ужасающими отпадениями от нее, яркие примеры которых хорошо знают наши современники.
Пытается взойти доброе семя и среди сорных трав, обильно покрывающих нашу планету, и обладатели власти, богатств или иных земных наслаждений, утех и развлечений, а часто и несокрушимо мощных страстей, не могут удержать его в себе, проникнуться благовестием и, отдаваясь мутным потокам жизни, остаются пустоцветами, не приносящими духовных плодов.
И пример "доброй земли" евангельской, людей, хранящих Слово Божие в чистом и добром сердце, не смягчает часто их ожесточенные и иссушенные житейским вихрем сердца, а наоборот, иногда еще более ожесточает, ибо слишком разителен контраст между добром и злом, контраст, показывающий всю неправедность путей людей, по тем или иным причинам забывающим и о Слове Божием, и о его Предвечном Сеятеле.
Но поставленный нами в данном случае вопрос не ограничивается только констатацией отпадения от веры тех или иных групп людей. Дело обстоит значительно сложнее, чем это принято обычно думать. Евангелие нам, например, повествует о добром семени, упавшем на каменистую почву, на которой оно по совершенно понятным причинам не могло вырости и должно было довольно скоро погибнуть. Но, отмечая данный факт, люди часто забывают другой аспект подобного рода ситуации. Ведь имеются в мире семена, и их совсем не так уж и мало, которые живут, развиваются в растения едва ли не на голых камнях и при этом почти не нуждаются во влаге. Об этих семенах мы ничего не слышим в евангельских повествованиях. Во всяком случае, к добрым семенам они не относятся. Что же это за растения и кто же сеет их? Мы видим, что трудно предположить абсолютное отсутствие растений на каменистой почве, на которой погибли добрые семена. Трудно предположить, что и сердце человека, из которого вырвано молодое растение добра, останется пустым и на месте удаленного не появится нечто совсем другое.
В том-то и заключается сущность поднятого нами вопроса, что в мире, наряду с Сеятелем вечности, проходят и другие сеятели, сеятели иных духовных начал, противоположных началам, заложенным в Слове Божием. В мире сеются беспрерывно семена добра, но одновременно сеются и семена зла, а имя сеятелю этих семян зла - диавол. Кто посеял тернии, сорную траву, заглушившие добро в душах многих и многих людей? Кто подготовил ту каменистую бесплодную почву, на которой увяли и погибли молодые добрые растения? Кто на месте погибших семян добра сеет ядовитые колючки, отравляющие, колющие и ранящие человеческие души? Кто, наконец, посылает птиц расклевывать семена, упавшие при дороге?Душа человеческая,сердце человека не останется пустым в духовном отношении. В нем будут посеяны уже иные семена, семена другого начала и начнут они возрастать внутри человека с необычайной силой. Ибо отвержение слова Божия людьми является отличным "удобрением", на котором, как в парнике, возрастут семена, внесенные туда уже другим, темным сеятелем, стремящимся проникнуть во все человеческие сердца.
Многие люди, живущие во внегородских условиях, в пригородах, а иногда и горожане, разводят огороды или сажают на каком-нибудь клочке земли цветы. Все занимающиеся этим делом знают и замечают следующие особенности, связанные с указанным нами занятием. Как бы ни старались мы, как бы не очищали предварительно землю от всего лишнего, но когда вылезут молодые побеги посаженных нами растений, всегда появятся поблизости и ростки сорных трав. Мы удаляем их, производим т. н. прополку наших грядок, ибо если мы этого не сделаем, то очень скоро буйно растущие сорняки заглушат наши посевы и насаждения. Последние погибнут или будут влачить жалкое существование. Мы сеем доброе семя полезных и нужных нам растений. Но во все свободные места, не занятые ими, проникают иные семена и тоже начинают возрастать. Их много и с ними должна вестись постоянная борьба. Они весьма реально напоминают нам те тернии, о которых говорится в Евангелии. Правда, если при хорошем уходе наши растения благополучно вырастут, то тогда уже сорняки не смогут их заглушить, но повлиять на рост и плодоносность посаженного все же смогут.
Допустим, мы приготовили весной наш огород для посадки нужным нам овощей. Но потом по каким-то причинам забросили его. И хотя земля была тщательно очищена от всего ненужного, но, несмотря на это, через непродолжительный отрезок времени она вся покроется неизвестно откуда взявшимися "терниями", никому не нужной сорной травой. Ее семена принесет ветер, занесут птицы, оживут остатки ее корней, находящиеся в земле, ее ростки под землей перекочуют с соседних, невозделанных мест.
Так и души человеческие, в которых по тем или иным причинам заглохли ростки духовных семян, посеянных в них Богом, не останутся целыми, ненарушенными, готовыми снова принять слово Божие. Они все, образно говоря, зарастут иными, иногда даже ядовитыми растениями, духовными сорняками, взявшимися на первый взгляд неизвестно откуда. Но это только на первый взгляд. Ибо, если присмотреться к происходящему в нашей духовной жизни, то мы увидим, что наполняет наши души после отвержения ими духовных семян Слова Божня: открытая или замаскированная антидуховность, а иногда лжедуховность, посеянная темным сеятелем, ищущим в мире свободное место для своих ядовитых посевов.
"Вышел сеятель сеять семя свое", - говорит нам Евангелие. И хотя часть семян упала при дороге и была поклевана птицами, а другая часть упала на каменистую почву холодных и неустойчивых человеческих сердец а еще иные семена были заглушены терниями, выросшими на заботах века сего, все же некая часть упала на добрую землю и принесла плод. Но Господь, говоря о доброй земле, напоминает нам, что таковой являются те люди, "которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении" /Лука, VIII, 15/. Почему же в терпении? Потому что недостаточно слышать слово и воспринять его. Подобно тому как добрая земля и посаженное на ней требуют постоянного и тщательного ухода, а при отсутствии такового немедленно зарастает сорняками, так и посеянное в нашем сердце Слово Божие для своего возрастания и принесения духовных плодов нуждается в постоянной работе над собой. А эта работа требует многих усилий, много терпения и мужества, превращаясь в духовный подвиг, к которому и призывает нас притча о сеятеле.



В начало

Rambler's Top100
travelhunters